sakum (sakum) wrote,
sakum
sakum

Categories:

Славьте Господа арфой и кинором!!!


Славьте Господа арфой и кинором (Псалом 150)
А как, собственно, выглядел кинор?
Как он звучал? Как на нем играли?
На эти вопросы должен был ответить Миха Арари, когда решил воссоздать этот удивительный музыкальный инструмент, может быть, самый главный в древности, ведь сказано же в Торе:
И родила Ада Яваля: он был отец живущих в шатрах со стадами. А имя брата его Юваль: он был отец всех играющих на киноре и свирели. (Бытие, 4:20).
Мы читаем в Танахе о волшебных свойствах кинора в руках царя Давида, способного своей игрой не только веселить душу, но и врачевать ее, - вспомним, как одержимого подозрениями и страхом преследования царя Саула утешал кинор юного пастуха.
Шошана Арари, хозяйка известного в Иерусалиме Дома Арари, расположенного в старом квартале Нахалат Шива, красиво отреставрированном и предоставленном художникам и туристам, объясняет возрождение кинора Божественным провидением.
Мы с Михой были детьми цветов - хиппи, бродили по Калифорнии в поисках ответа на главные жизненные вопросы. Мои дед с бабкой приехали в Америку из-под Киева, где дед был раввином, а Михины - евреи из Сирии. Их дети - наши родители - хотели быть американцами, как все. А нам, внукам, уже этого было мало. В семидесятые годы молодежь, уставшая от переизбытка вещей, идей, технических и философских, войны во Вьетнаме, уходила из городов в поисках душевного равновесия. Мы учились любить простые вещи: цветы, птичье пение, звуки музыки контри и древние музыкальные инструменты. И вот однажды мы раскрыли подаренный мне в детстве бабушкой Танах - и тогда Бог нашел нас. Почему я так думаю? Сегодня мне кажется, Он искал человека, который сможет вернуть в Эрец-Исраэль искусство делать киноры и арфы. В галуте не звучала музыка кинор Давид. А сейчас евреи возвращаются на свою землю, и когда-нибудь здесь будет Третий Храм. И тогда понадобятся и эти инструменты, и музыканты. Ведь голоса тысячи арф одновременно звучали когда-то на празднествах в Храме.
Пока мудрецы и праведники веселили народ в верхнем дворе, левиты спускались по пятнадцати ступеням в нижний двор (этим ступеням соответствуют пятнадцать Псалмов Песен восхождения, сложенных царем Давидом). Останавливаясь на каждой ступени, они играли на кинорах, тимпанах, арфах, трубах, волынках и множестве других инструментов, восхваляя Имя Всевышнего вплоть до самых петушиных криков. (Элияѓу Ки-Тов. Книга нашего наследия т.1, гл. Суккот).
Шестнадцать лет назад Шошана и Миха Арари после путешествия по Европе высадились с теплохода в хайфском порту и приехали в Иерусалим. Все их имущество было уложено в два рюкзака, и в доказательство Божественного вмешательства в их судьбу Шошана приводит следующий факт: Уже через несколько лет у нас было все: свой дом, мастерская, галерея, где продавались сделанные Михой киноры и арфы и где всем, кто желал, я начала давать уроки игры на маленькой ручной арфе, которая тоже была воспроизведена по историческим описаниям и изображениям.
Однако в удивительной этой истории вместе с тем, что Шошана называет вмешательством Всевышнего, естественным образом развивался сюжет, задуманный молодыми супругами Арари.
Миха начал поиски с описаний кинора в Танахе и Талмуде, копался в архивах археологов. В Хайфском музее музыкальных инструментов он увидел то, что там называлось кинором, образцом для создания которого послужило изображение инструмента на монете, отчеканенной во времена восстания Бар Кохбы. Но этот экспонат не способен был издать ни звука.
Поиски велись и в мастерской. Миха Арари был гитарных дел мастером с солидным стажем. Как сделать так, чтобы дерево зазвучало - он знал. Но каким способом извлекался столь необычный по описаниям звук? Сколько струн имел кинор Давида? Как держать его во время игры - вот что надо было понять, разгадать. И вообще, чем он отличается от арфы?
Иосиф Флавий упоминает десятиструнный кинор. В мидрашах написано: семь струн есть в киноре в это время, но что такое в это время (бе-зман ѓа-зе)? И Миха сделал, как подсказывала интуиция - десятиструнный кинор.
О возрождении библейского инструмента быстро распространились слухи.
Однажды к ним в дом постучали, Шошана открыла. В дверях стоял бородатый человек в черном лапсердаке и шляпе. Он назвался раввином из религиозного квартала Меа Шеарим. В доме он сразу же начал оглядываться по сторонам, как будто искал что-то. Увидев кинор, бросился к нему и бережно взял в руки. Это то, что я искал и о чем думал всю свою жизнь. А почему ты сделал его десятиструнным? - внимательно посмотрел человек на Миху, и когда тот объяснил, рав согласился с ним. - Десять - это число гармонии. В каббале сказано, что мир этот стоит на числе 7 - вот что такое бе-зман ѓа-зе, но во времена Мессии воцарится число 10, означающее полную гармонию, выраженную словами пророка Исайи. Он показал, как держат кинор, прислонив его к щеке: музыкант должен слышать звук изнутри, чтобы принять энергию звука и передать струнам!
Человек ушел так же внезапно, как и появился, открыв Михе секрет. Арари пытались потом найти его в Меа Шеарим, но так и не смогли. И больше никогда не видели. Это было похоже на явление Ильи-пророка, который, говорят, появляется неожиданно, в образе обычного человека, и так же неожиданно исчезает.
Миха Арари продолжал работать. Он делал киноры и арфы из индийского дерева махагони. Кстати, первую арфу он подарил Шошане на день рождения - та давно мечтала о маленькой арфе. Он мастерил ее долго, внимательно изучая все, что писалось об этом инструменте в еврейских и нееврейских книгах. В псалмах Давидовых: бе невель асор - на десятиструнной арфе. На печати из яшмы 7 века до н.э., принадлежавшей дочери одного из царей, Мааданне, изображен двенадцатиструнный музыкальный инструмент, похожий на маленькую арфу. И тогда Миха решил - пусть будет двадцать две струны - по числу букв еврейского алфавита.
Это дорогие инструменты, по два года он работает над каждым. А чтобы такая возможность была, в их мастерской начали делать на продажу маленькие дверные арфы, исполняющие в домах роль колокольчика - открывается дверь, и по дому разливается удивительно нежный чарующий звук. Их охотно покупают.
Кинор Давид Михиной работы стал экспонатом в Музее храмовой утвари в Старом городе, есть он и в Доме президента и конечно же он описан на страницах энциклопедии.
Игре на маленькой арфе Шошана сегодня обучает всех желающих. Махагоновые, сосновые, вишневого дерева - у каждой свои оттенки звука. Вообще трудно удержаться и не взять ее в руки, проводишь пальцами по струнам - и это уже музыка, и кажется, любой человек способен на ней выразить себя, свое настроение. Именно это и утверждает Шошана, она уверена, что для игры на этом инструменте не обязателен академический курс, нужно немного умения и души - двадцать две струны, как двадцать две буквы ивритского алфавита, расскажут все что пожелаешь.
В доказательство Шошана снимает с полки маленькую арфу, похожую на крыло херувима, и проводит пальцами по струнам...
Алла Никитина
http://www.judaicaru.org
Subscribe

  • САМОЕ ГЛАВНОЕ!

    Фрагмент из жизни! Один из друзей,разговаривая с другим,заметил,что в городе во многих домах стоят ёлки. Другой сказал,что в городе много нееврев,но…

  • "Авину малкейну эйн лану мелех эла ата"

    Из урока рава Ицхака Гинзбурга Шлита Исход субботы-"шува", канун 4 тишрей 5771 "Авину малкейну эйн лану мелех эла ата" Меня…

  • 9 ава

    Перевод В. Жаботинского РАЗОРЕНИЕ ИЕРУСАЛИМА ТИТОМ Д.Г.Байрон С холма, где путники прощаются с Сионом, Я видел край родной в его последний час:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments